Мифы и реальность Постановления об ограничении импортных медизделий для государственных нужд
11.09.2015
Принятое в феврале этого года Постановление №102 от 05.02.2015 года «Об установлении ограничений допуска медицинских изделий, происходящих из иностранных государств для обеспечения государственных и муниципальных нужд» действует уже пол года. В августе этого года Минпромторг выступил с предложением о расширении данного списка. За две недели общественных обсуждений было направлено множество предложений, в связи с этим рассмотрение данного вопроса было продлено до 31 сентября.
Обсуждение вызвало широкий общественный диссонанс, т.к. данное Постановление воспринимается неоднозначно. Ниже представлены основные мифы и заблуждения относительно Постановления об ограничении импортных медизделий для государственных нужд.
Миф 1. Указанный перечень медицинских изделий полностью запрещен к ввозу на территорию России.
Не запрещен. Данное постановление, не устанавливает запрет на поставку медицинских изделий импортного производства. Ограничения касаются только государственных и муниципальных закупок и только, когда в конкурсе принимает участие не менее двух отечественных производителей. В случае, если в конкурсе отечественные производители не участвуют или участвует лишь один, то закупка импортных медизделий возможна.
Миф 2. Отечественным ЛПУ запретят приобретать зарубежные мединструменты и оборудование.Все заявки на иностранное медицинское оборудование, входящее в перечень, заказчики должны отклонять.
Данное Постановление устанавливает ограничение, а не запрет на закупку медицинского оборудования. Причем ограничение устанавливается только для государственных и муниципальных ЛПУ, т.е. для тех лечебных учреждений, которые осуществляют закупку медизделий для государственных и муниципальных нужд.
Миф 3. В России нет достаточной базы, для полного обеспечения всех потребностей ЛПУ по товарам из перечня. В ближайшее время может возникнуть дефицит в мед.учреждениях.
Пока отечественное производство не может обеспечить на 100% все потребности ЛПУ, это и не является первоочередной задачей. Целью стратегии развития медицинской промышленности является формирование высокотехнологичной и конкурентоспособной отрасли по разработке и изготовлению медизделий. В результате планируется увеличить долю отечественных мед.изделий во внутреннем потреблении до 40%.
Постановление не обязывает медицинские учреждения приобретать только отечественное, оно ставит в приоритет российских производителей, подавших заявку на конкурс по государственным и муниципальным закупкам. Производители подают заявки лишь на те конкурсы, условия которых они могут выполнить в полном объеме. Если среди участников на конкурс нет продукции двух российских производителей – ЛПУ может закупать импортные медизделия.
Миф 4. Качество отечественных медизделий оставляет желать лучшего. Часто российская продукция – это устаревшие технологии зарубежных компаний.
Продукция российских производителей в сфере медицины уже давно нашла признание медицинского сообщества, как столичными так и региональными специалистами. В настоящее время имеется множество положительных отзывов о высокой клинической эффективности, качестве, удобстве эксплуатации.
Ряд отечественных производителей медицинских изделий, успешно комплектуют не только российские ЛПУ, но так же осуществляют поставки за рубеж.
Например, отечественный производитель эндохирургического оборудования и инструментов ООО «ЭлеПС» активно поставляет медицинские эндоскопы, эндоскопические видеокамеры, стойки эндоскопические и др. элементы эндохирургического комплекса в такие страны, как Индия, Мексика, Камерун, Таджикистан и тд.
Отечественные производители постоянно ведут научные исследования и внедрения для улучшения характеристик медицинских изделий. Разработки российских производителей подтверждены патентами. В рамках реализации государственной программы по развитию медицинской и фармацевтической промышленности Министерство промышленности и торговли РФ, активно сотрудничает с отечественными производителями по вопросам разработки и внедрения инновационных и передовых технологий в области медицины.
Перед выходом на рынок все медицинские изделия проходят процедуру регистрации, в рамках которой подтверждают свою безопасность, качество и эффективность. В случае выявления побочных эффектов, несоответствия требованиям качества или существования риска угрозы жизни и здоровью человека, Росздравнадзор отзывает такое медицинское изделие из обращения.
Причем это касается абсолютно всех изделий в сфере медицины, которые обращаются на российском рынке – независимо отечественного или зарубежного производства.
Миф 5. Постановление спровоцирует монополию отечественных производителей и приведет к повышению цен. Часть российских предприятий будет закупать импортные изделия и переупаковывать их, завышая при этом их реальную стоимость.
Постановление действует с февраля 2015 года. За указанный период времени наблюдался плавный и безболезненный процесс увеличения доли отечественных медизделий, что в свою очередь и являлось целью принятия данного постановления. По данным Росстата увеличение производства по отношению к прошлому году составило 114%.
При этом постановление работает без ущерба для системы здравоохранения – в случае, если отечественные производители по каким-то причинам не участвуют в конкурсе, закупаются товары импортного производства, монополии российских производителей нет. Также сохраняется здоровая конкуренция – ограничения начинают действовать только при наличии двух заявок российских производителей.